www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Методическая копилка  > Экология 

Система экологического образования и его роль в воспитании школьников

НТП, социальные и экономические изменения в жизни общества привели к нарушению равновесия между обществом и природой, к кризисным явлениям в природе.

Острота современной экологической ситуации привела к пониманию необходимости формировать новое экологическое мышление, экологизировать науки, переосмысливать проблемы взаимодействия природы и общества в структуре мировоззрения.

Главная цель экологического образования и воспитания - воспитание личности с высоким уровнем экологической культуры, готовой к соответствующей деятельности, мотивы которой являются мировоззрение, основанное на экологической картине мира.

Проблемой экологии Чалнинская средняя школа занимается более 15 лет. Чем вызван такой интерес к экологическим проблемам учителей?

Особое положение нашего поселка, слабые знания учителей, учащихся об экологии. Мы начали решать вопросы экологии на локальном уровне. Учащиеся уже слышали об экологических проблемах, которые носят глобальный характер. Необходимо было решить для себя, а что мы можем сделать у себя?
Экологические проблемы любого уровня решали на единстве 3-х составных частей: "Природа - общество - человек".
Для изучения экологии на локальном уровне разработана программа Татьяны Анатольевны Бабаковой (преподавателя ПГУ) "Экологическое краеведение". В круг единомышленников в нашей школе вошли учителя биологии, химии, географии.
В начале было четко разработано планирование работы МО по экологическому обучению и воспитанию, в основу положили межпредметную связь, позже привлекли учителей начальной школы, физики, литературы. Началась целенаправленная экспериментальная работа по экологическому воспитанию и образованию.

Цель эксперимента: вскрыть неиспользованные возможности школы в формировании экологической культуры.

Поставили задачи эксперимента:
1. Изучить "Экологическое краеведение" - программу Т.А.Бабаковой.
2. Провести диагностирование уровня сформированности экологических знаний и умений.
3. Провести анализ возможностей школьных предметов и опыта учителей по формированию экологической культуры.

Далее разработали план эксперимента.
На I этапе проанализировали анкеты учащихся 10, 11 классов, они показали:
1. В научных знаниях учащихся по экологии есть пробелы.
2. Учащиеся слабо знают экологические факторы; не знают, что существует 3 уровня проблем (глобальный, региональный, локальный). Не знакомы с классификацией загрязнителей (естественные, энергетические, радиоактивные, технологические; стойкие, нестойкие). Не знают, что такое ПДК, ПДВ, но хорошо знают химические, физические загрязнители. Почти все перечисляют локальные проблемы своего поселка. 1/4 опрошенных учащихся не могут объяснить, что такое экологическая культура, как экологический кризис влияет на здоровье.

Проведя диагностирование – мы увидели проблемы для учебно-воспитательного процесса: уделять внимание формированию экологической культуры как составной части общечеловеческой культуры и как средству нравственного воспитания.
Работа организационной реализации поставленных задач началась с методического дня, где до учителей был доведен теоретический материал по теме: "Экологическая культура и проблемы экологии. Возможности школы по решению проблемы". Выступила по данной теме учитель биологии Титова Л.И. До сведения учителей был доведен анализ диагностирования учащихся. Мы решили, что экологическим обучением и воспитанием надо заниматься всем предметникам, занятия должны быть направлены на решение экологических проблем, прежде всего на региональном и локальном уровне, т.е. вся работа - это междисциплинарный процесс, всестороннее изучение экологических проблем своей местности.

Что же явилось объектом изучения?
1. Природа.
2. Население.
3. Особенности культуры. Состояние здоровья в связи с особенностями окружащей среды.
4. Народное хозяйство.
5. Народное творчество, промыслы.
6. Литература Карелии.
7. Изучение периодической печати.
8. Беседы с людьми.
9. Наблюдения.
10. Беседы с учеными, работниками СЭС. Изучение традиций.

Наметились вопросы социальной экологии: что окружает нас дома (квартира, двор, рабочее место; критическое отношение к официальным сведениям по санитарно-гигиеническому мониторингу таких экосистем, как жилой дом, поселок, город, республика), взаимоотношения людей.

Главная задача экологического воспитания - заставить ученика задуматься, какова моя личная роль в сохранении природного равновесия.

Формы работы по теме различные: прежде всего - это уроки. Уроки природоведения в начальной школе по проблемам экологии были интересными у Зайцевой Р.В. и молодой учительницы Маковой Е.В. Учителя биологии, химии и географии на уроках решают проблемы экологии при изучении соответствующих тем, на МО обсуждают тематическое планирование, чтобы по всем темам в системе давались экологические знания. В системе ведутся открытые уроки по проблеме, обсуждаются новые технологии, нетрадиционные уроки. Итогом работы стала авторская программа учителей школы "Экология в 5-6 классе". Все учителя включились в эту работу.

Учителя литературы, во главе с руководителем МО учителей Кирпу А.С., разработали программу по литературному краеведению. Уроки "Человек и природа", "Природа в поэзии писателей Карелии", "Любить природу значит, любить Родину" и т.д. стали интересными по содержанию, новыми по форме проведения, глубоко воспитывающими экологическую культуру, заставляющими задуматься школьников над нравственными проблемами. На уроках финского языка - разговор на финском языке об охране окружающей среды. В учебном плане в 9 классе - новый факультативный курс "Здоровье человека". На уроках химии проводились исследования состояния водоёмов, питающих р.Чална. Анализ проб воды учащимися 8 класса показал неудовлетворительное состояние воды в некоторых водоёмах:
1. Пленка Нефтепродуктов.
2. рН - высокая.
3. Запах болотной воды, нефтепродуктов, железнодорожных шпал, т.е. одной из форм дополнительной работы стали исследования, мониторинг за состоянием растительности, животных: почему мелеет река, как влияют ГСМС на природу, вырубки леса и их последствия и т.д. Почему в Карелии почва кислая, по каким растениям это можно определить? Как уменьшить рН?

Традицией школы являются интегрированные уроки и межпредметные конференции по теме: "НТР и охрана биосферы", "Проблемы экологии", в которых принимают участие учителя биологии, химии, истории и литературы. В ходе работы мы поняли, что важным элементом является отношения между людьми, т.е. социальный аспект, который в не меньшей степени влияет на здоровье людей. В учебный план ввели курс "Экология для младших школьников" программа А.А. Плешанова. На уроках химии в 8 классах ребята написали сочинения по теме: "Экология моего жилья", в которых по-новому увидели обстановку окружающую нас, что можно самим сделать для улучшения окружающей среды.

С введением экологии учителя изменили свое отношение к традиционному уроку: вводили УДЕ, зачет-вертушку, составление задач на статистических данных на уроках химии, физики. Сами дети составляли правила поведения в лесу, описывали свой приусадебный участок - оценивали по экологическим требованиям. Выпуск мини-газет, мини-плакатов, составления тематических планов с учетом экологического образования и воспитания.
Активизировалась внеклассная работа. Первостепенную роль в школе играет учитель биологии Титова Л.И. - это учитель энтузиаст, труженик, увлеченная этой проблемой. Сама принимала участие в конференциях по проблемам экологии в Карелии, Финляндии.

Под руководством учителя музыки Чесноковой С.М. и учителя литературы Кирпу А.С. в течение 2-х лет работала ”экологическая агитбригада”, выступающая в школе с активной пропагандой экологической культуры.
"Экологический отряд" в течение 5 лет выполнял практическую работу в июне: садил кусты и деревья вокруг школы, в поселке, чистил берега вдоль реки Чална, "возводил" экологическую тропу в лесу.

В школе работает Малая Лесная Академия. Члены МЛА работают над научными рефератами по экологическим проблемам, 2 раза в год выезжают на сессии в институт Леса г. Петрозаводска. Защита дипломных рефератов проходит в присутствии учителей и ученых. Члены МЛА составили экологическую карту посёлка, ведут исследовательскую работу. Некоторые факты из истории МЛА:
- год основания МЛА - 1982,
- число выпускников - 62,
- число выпусков - 5,
- лучшие дипломные работы выпускников МЛА отмечены медалями ВДНХ (5 дипломных работ),
- во Всесоюзном слёте в Москве участвовало 3 члена МЛА (1989 г.)
- в Карельском республиканском экологическом слёте "Познай свой край" в 1993 году - участвовали 3 члена МЛА (I и П места), в 1994 году - 2 (I место),
- Во Всероссийском слёте экологов-учащихся школ в "Орлёнке" участвовал I выпускник МЛА (Папков С.),
- В республиканской научно-практической конференции школьников в 1995 году участвовали 2 учащихся школы (III место и приз общества охраны природы),
- В 1996 году члены МЛА были участниками республиканской научной ученической конференции в Петрозаводске при ПГУ, отмечен реферат Зелинской Оксаны (10 кл.).

В школе работает кружок "Цветоводов", руководитель кружка Н.Д. Вейколайнен. Озеленение внутри школы - это дело рук её кружковцев. Все кабинеты одеты в зелёный наряд круглый год - это хобби большинства наших учителей и их воспитанников. В плане работы классных руководителей беседы по воспитанию экологической культуры, классный руководитель Кирпу А.С. со своим классом составили и инсценировали для учащихся младших классов "Экологические сказки", их сочинили сами дети, брали в основу свои наблюдения. Неоценимую помощь во всем оказывает заведующая школьной библиотекой Ляховец М.Е. - обзор новинок литературы по экологии для учителей и учащихся, подбор необходимой литературы для дипломных работ, рефератов, выставка книг в библиотеке по проблеме.
Большая работа ведётся и через общешкольные мероприятия:

Например: "Экологическая неделя" в школе. Девиз дней: "Осторожно, природа", "Умей видеть природу", "Природе - нашу защиту", "Знать - значит уметь, уметь - значит делать", "Земля - колыбельная человечества". Во время недели проведены: конкурс плакатов по темам: "Я вижу мир", "Земля - наш дом". В 10 и 11 классах проведены беседы "Химия в быту", в 5-8 классах - викторины, во всей школе - "День туризма", девиз: учить детей правильно вести себя в природе. Многие КТД прошли интересно: праздник "Люблю я пышное природы увядание", "Экология и мы" - игра по станциям (литературная, экологическая и т.д.), выставка пришкольного участка по теме: "Цыплят по осени считают", праздник "Ах, осень - осень" (1-4 кл.) выставка рисунков, буклетов, поделок.

В творческих мастерских под руководством Стрельцова В.Т. учащиеся изготовили поделки, из природного материала, которые стали прекрасными сувенирами школы.

Проблемой формирования экологической культуры "больны" теперь все учителя. Многие сами вносят что-то новое.

Что же мы должны сформировать у ученика?
1. Дать систему экологических знаний.
2. Сформировать навык анализировать и давать оценку экологической ситуации.
3. Учить прогнозировать (предвидение результатов воздействия).
4. Умение принимать решения.
5. Ответственное отношение к окружающей среде. Девиз "Не навреди!"

Есть ли практический результат нашей работы в школе? Среди учителей, учащихся, их родителей и жителей посёлка нет равнодушных.

Юные экологи пишут обращения к жителям поселка, в поселковый совет, принимают непосредственное участие в акциях протеста против наличия локаторов, бензопровода, против слива ацетона на территории поселка, против расширения городского кладбища в сторону поселка, против полетов сверхзвуковых самолетов над поселком, против загрузки ядовитых веществ на территории поселка.
Поселок маленький, но проблем много, и учащиеся школы хотят сами принимать участие в их решении. Дети стараются облагородить свои дворы, участки - вот то, что с генами должно идти в семье - экология своего жилья.
В ходе заключительного диагностирования пришли к выводу: теоретические вопросы курса экологии детьми воспринимаются с интересом, поэтому они предлагают изучать экологию систематически, отдельным предметом.

Большинство учащихся умеют видеть локальные проблемы поселка (анализировать их и предлагать свои действия). Понимают, что вопрос экологической культуры - это часть нравственной сущности человека, относят "Добро" к экологической категории (по данным анкет).
Выявления ценностных ориентиров учащихся (9, 10 кл.) показывают, что дети правильно понимают свое место в природе, видя то, от чего зависит здоровье.