www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Учитель Карелии  > "Учитель Карелии" №19 ("Карелия" №2 12 января 2006 г.)  > Материалы 1 полосы. 

Поделись своим теплом

Сегодня в республике 4027 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из них 75 % социальные сироты (родители которых лишены родительских прав). Семейными формами попечения охвачено 1819 детей.


Растущий уровень социального сиротства, обусловленный повышением уровня бедности и семейного неблагополучия, приводит к увеличению числа учреждений для детей-сирот.

В последнее время общество и государство заметно усилило внимание к проблеме ценности семьи как естественной и наилучшей среды для воспитания ребенка и ведет поиск новых, более эффективных, путей обеспечения защиты прав ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу.

На сегодняшний день правовое регулирование вопросов по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется: Семейным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», нормативными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

В настоящее время, согласно российскому законодательству, существуют следующие семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- усыновление;
- опека (попечительство);
- приемная семья.

Рассматривая данные формы устройства детей, хочется отметить, что по статистике, на усыновление, как правило, передаются дети до 3-х лет, опека (попечительство) оформляется в основном родственниками ребенка. Практика приемной семьи в нашей республике не приняла широких масштабов, так как финансирование расходов по оплате труда приемных родителей осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Сегодня также существует такая форма устройства детей-сирот как патронатное воспитание. В данный момент в России нет федерального закона, регулирующего патронат, но уже приняты подобные законы во многих субъектах, в том числе и в нашей республике. Здесь действуют экспериментальные площадки, где ведется работа по развитию методической базы, и внедрению данной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в практику.

Первые упоминания о патронатном воспитании относятся ко временам античности. В России призрение сирот начинается еще в период оформления феодального государства – с 988 года. Законодательные предпосылки патроната (тогда патронажа) связаны с именем Екатерины II, которая из-за большой смертности в воспитательных детских домах предписывала устраивать детей-сирот в деревенские семьи за плату. Чтобы облегчить положение ребенка, переданного на патронат, организовывался надзор за выполнением воспитателем своих обязанностей, а семье принявшей к себе ребенка выплачивалось пособие до пяти рублей.

В 1936 году термин «патронат» был введен в юридическую практику с принятием постановления ВЦИК и СНК РСФСР « О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся. В 50-е годы, с приходом к власти Н.С. Хрущева, который провозгласил «Интернат – лучшая форма детских домов» стали развиваться только интернатные формы воспитания.

Основным отличием патроната от иных форм устройства (опека, усыновление, приемная семья) является то, что при заключении договора прописывается разграничение прав и обязанностей по защите прав ребенка между: службой по устройству детей в семью и патронатным воспитателем. В то время как все остальные формы устройства предполагают полную передачу прав и обязанностей лицу, взявшему ребенка в семью.

Достоинством этого подхода является то, что с семьей, желающей взять ребенка на воспитание, проводится профессиональная подготовка. Данная семья предварительно тщательно проверяется и подбирается по принципу психологической совместимости с ребенком. В дальнейшем с семьей работает группа сопровождения, и она получает помимо материальной поддержки еще и психологическую, педагогическую, юридическую, медицинскую и другие необходимые виды поддержки.

Такая форма устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью. Появляется возможность для устройства в семью детей, вышедших из младенческого возраста, имеющих проблемы в поведении, обучении и развитии.
Общее число детей у одного патронатного воспитателя не должно превышать трех человек, за исключением случаев устройства братьев и сестер, если это не противоречит их интересам. Так же учитывается мнение ребенка и берется его согласие с 10-летнего возраста.

Органы местного самоуправления обеспечивают финансирование содержания ребенка, как в денежной, так и в натуральной форме. Оплата труда патронатного воспитателя зависит от количества принятых на воспитание в семью детей, и устанавливается из расчета 0,5 максимальной ставки ЕТС – за воспитание одного ребенка (согласно Закону РК «О патронатном воспитании», вступившем в законную силу с 01.01.2003 г.).

Данная форма устройства расширяет круг семей, которые хотят или могут взять ребенка на воспитание, например семьи с небольшим официальным доходом, одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке. Появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.

Важно, что при такой форме воспитания ребенок не теряет связь с кровной семьей. Эта форма дает возможность поддерживать отношения с кровными родителями (если они не представляют для него опасности), с его родственниками и другими значимыми для ребенка людьми.

И, конечно же, на любом этапе возможен возврат ребенка в кровную семью, если семья оказывается в состоянии его воспитывать.

Семья является естественной средой обитания, она способствует социальной адаптации детей, развивает способности ребенка приспособиться к переменам при вхождении во взрослую жизнь. Детям-сиротам так нужно наше тепло. И пусть все, кто может, поделится в наступившем году своей добротой и любовью с чужим ребенком.


Юлия Савина, Геллада Андреева,
социальные педагоги Психолого-
медико-педагогический центра РК