www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Учитель Карелии  > "Учитель Карелии" №3 (15 января 2004 г.)  > Материалы 3 полосы. Формула успеха 

Галина АНДЕРСОН: "Мне скучать некогда"

Есть люди, которые всю свою жизнь дарят тепло и радость другим, - они излучают невероятный оптимизм и жизненную энергию. Всегда полны новыми идеями и планами, а их желание не стоять на месте настолько заразительно, что не сможет оставить вас равнодушным. С таким человеком – увлеченным, невероятно интересным, мне посчастливилось познакомиться.
1 апреля 2004 года Галине Александровне Андерсон, Народному учителю и Почетному гражданину Республики Карелии, исполнится восемьдесят лет. Этот удивительный человек накануне знатного юбилея не перестает заниматься любимым делом и своим энтузиазмом затмит любого.


- Галина Александровна, вы тридцать семь лет проработали в школе: прошли все ступени – от простого учителя физики до завуча и директора. А где же состоялось ваше «боевое крещение» как педагога?
- Во время Великой Отечественной войны я училась в пединституте в Вологодской области, а в 1944 году, когда Петрозаводск освободили, вернулась в свой родной город. В 1945 году поехала в Ленинград и закончила свою учебу уже в пединституте имени Герцена. Наше министерство - тогда Карело-финской республики - направило меня работать в мужскую школу № 2. Это, действительно, было «боевое крещение».
- И как же вы справлялись с мальчишками?
- Это было не просто: сорок два пятиклассника, одни мальчишки, дисциплины никакой, порядка тоже - позволяли себе все, что хотели. Помогло мне завоевать у них авторитет и навести порядок мое увлечение. С 12 лет я занималась стрелковым спортом, участвовала в республиканских, всероссийских и всесоюзных соревнованиях, имела дипломы. И вот как-то иду с тренировки – в руках малокалиберная винтовка, рядом со мной Владимир Федорович Киселев – теперь первый мастер спорта по стрельбе в Карелии. На моих учеников эта картина произвела огромное впечатление – они меня сразу окружили, засыпали вопросами. С тех пор и проблемы с дисциплиной исчезли.
- Вы всю жизнь учили детей, а ваши ученики преподавали вам когда-нибудь уроки?
- Конечно, и не раз. Но до сих пор вспоминаю один случай. Когда работала во второй школе, мы с мальчишками договорились, что будем делать в классе ремонт. Они настояли, чтобы мы встретились в 12 часов, и, когда я вошла в класс - ремонт был уже сделан, причем, безукоризненно. Потолки побелены, стены покрашены, а мои мальчишки – страшно довольные своим сюрпризом. Для меня, конечно, это было очень неожиданно и приятно.
- Все же были в жизни моменты, когда вы испытали разочарование, возможно, не хотели идти в школу?
- Такое было лишь однажды, когда я работала в первой женской школе. У меня был экзамен в 10 классе. А одна из учениц этого класса была дочерью известного в городе человека, который очень помогал школе, и был частым гостем в классе, прекрасно рассказывал, проводил с ребятами интересные беседы. А дочка его из-за своего своенравного характера экзамен провалила – просто ушла. В те времена пересдавать экзамен можно было только осенью, а я решила, что девочка должна окончить школу в срок, поэтому второй экзамен мы провели на следующий день. Тогда это было огромным нарушением школьной дисциплины – в министерстве узнали, и нам устроили настоящую выволочку. Конечно, я всю вину взяла на себя, поэтому больше всех досталось мне. Вот тогда был такой момент, но прошло время, и все забылось.
- Все свое время и внимание учителя отдают школе и ученикам, поэтому собственным детям родительского внимания не всегда хватает. Вы не исключение из общего числа?
- К сожалению, нет. У меня двое детей – сын и дочь. Мое постоянное отсутствие дома компенсировала моя мама. Мы жили в деревянном доме, и все заботы: дрова, печь, огород – ложились на плечи мамы и мужа. Мне всегда везло с семьей: мой муж - дирижер военного оркестра, с пониманием и терпением относился к моей занятости. Когда я поздно вечером приходила из школы, он шутил: «Ну, что, уложила сторожа спать?», а рано утром: «Ну, иди, буди!».
- Ни для кого не секрет, что в школе случаются конфликты, в которые, естественно, вмешиваются и родители. В вашей практике такие были?
- Были, но чрезвычайно редко, потому что раньше родители активно привлекались к школьной жизни. Работали родительские комитеты, активы, и роль родителей в жизни школы и детей была велика. Сейчас родители не так активно вовлечены в школьный процесс, возможно, здесь кроется причина многих проблем.
- Галина, Александровна, хороший учитель не только учит детей, но и сам учится всю жизнь.
- Я училась всю свою жизнь и особенно активно, когда работала в школе. Я долгое время руководила «Школой передового опыта» – ко мне на уроки приходили молодые учителя, с которыми мы разрабатывали новые темы, методики, материалы. Писала статьи в журнал «Физика в школе» и «Учительскую газету», выпустила книжку «В школе передового опыта», принимала участие во Всероссийских педагогических чтениях Академии наук РСФСР и единственная из учителей по физике получила диплом III степени. Помимо этого я всегда совершенствовала свою работу как завуча и директора, интересовалась опытом работы школ России, изучала вопросы управления школы. Отдельные аспекты этих тем я разрабатывала в виде статей, брошюр. Все это было для меня интересным и важным.
- Вы столько лет отдали работе в школе, привыкли быть все время в коллективе, а, когда вышли на пенсию, не почувствовали одиночества?
- Мне некогда скучать. Я уже много лет занимаюсь изучением своей родословной и продолжаю это занятие до сих пор. Кроме этого, я пишу сейчас исторические страницы школы № 10 со дня ее открытия – у меня собран большой архив, фотографии всех учеников и преподавателей. К 300-летию города Петрозаводска я собрала все материалы, которые были опубликованы в прессе, и написала свои впечатления о мероприятиях, которые я посетила. Я часто пишу в наши городские газеты и даже имею дипломы и всевозможные грамоты. Участвую в викторинах, постоянно посещаю все новые выставки, хожу в театры и музеи. Возглавляю Совет учителей-пенсионеров, так что забот у меня хватает, а времени на все это - не всегда! Мои родные смеются, что я превратила свою комнатку в настоящий архив – столько у меня собрано всевозможных материалов и статей. И я до сих пор принимаю участие в ежегодных стрелковых соревнованиях в составе команды ветеранов стрелкового спорта.
- В последнее время много говорят о том, что надо повышать авторитет педагога. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать настоящий учитель?
- Прежде всего, надо любить детей – без этого нет учителя. Не менее важно, чтобы учитель нес высокую ответственность за свой труд, поскольку он работает с людьми! И, конечно, учитель должен постоянно учиться, развивать свой интеллект. Школа – это моя жизнь, и я ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию, самую интересную и нужную. Есть у меня и свой девиз – это стихи Тайсто Сумманена:
Добыть огонь, должно быть, каждый мог,
Но человек свое прославил имя
Не тем, что для себя очаг зажег
А поделился пламенем с другими.


Алена Двинина


Галина Андерсон. 1965 г.