www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Учитель Карелии  > "Учитель Карелии" № 1  > Материалы 3 полосы. Формула успеха 

Cемь деревень и одна школа


"Если я скажу, сколько я здесь работаю, то вы срузу узнаете, сколько мне лет, - с улыбкой заметила директор Чалнинской средней школы Нина Яковлевна Долгова, - а мне бы этого не хотелось".
Наш рассказ об этой школе и ее директоре.


Для более чем четырехсот мальчишек и девчонок из Чалны и близлежащих поселков она и источник открытий, и поддержка, и ступенька в будущее.

Вся жизнь сельской учительницы
"Если я скажу, сколько я здесь работаю, то вы сразу узнаете, сколько мне лет, - директор чалнинской средней школы Нина Яковлевна Долгова, как нормальный руководитель, встретила меня сидя за рабочим столом, улыбаясь, - а мне бы этого не хотелось".
Из-за закрытых дверей директорского кабинета доносится шум перемены, звонки - школа живет своей обычной суматошной жизнью. Эти звуки Нина Яковлевна слушает уже более сорока лет. Окончив иняз Карельского педагогического института - теперь уже университета - в 1960 году, молодая учительница попала в Чалну по распределению. Так и осталась. Дослужилась до завуча, а в 1987 году возглавила педагогический коллектив.
За это время в сельской школе, естественно, много чего происходило. Менялись ученики и коллеги по работе, учебные планы и даже здание теперь другое. Только директор за столом у окна, как капитан на своем мостике, неизменно продолжает прокладывать курс в бурном жизненном океане.
Сейчас тут учатся 430 мальчишек и девчонок из семи окрестных деревень. В лучшие времена их количество доходило до девятисот. "Многие наши ребятки, окончив школу, идут дальше получать образование в вузы. С открытием профильных классов мы стали еще более конкурентно способны. Но это, в общем-то, нормальный рабочий процесс. Гораздо важнее то, что сельская школа многое дает своим питомцам в социальном плане. Говоря проще, здесь сосредоточена большая часть жизни наших деток".

Учиться должны все
Действительно, школа для сельских ребятишек - открытое окно в большую жизнь. От городских она отличается, в первую очередь тем, что деревенские педагоги не могут себе позволить избирательно принимать детей на учебу - в школу должны ходить все! Не зависимо от способностей и социального статуса. Многие жители поселка старшего возраста очень рано начинают работать, помогать своим семьям. Специально для них тут же открыты вечерние классы. Днем работай - вечером учись, образовывайся. В школе подростки имеют очень достойную альтернативу времяпрепровождению в обществе старших "товарищей", завсегдатаев винных прилавков.
"Есть такие семьи, детей из которых может поддержать только школа. У нас их, к сожалению, достаточно много, - вздыхает Нина Яковлевна, - но мы стараемся помочь каждому, кто протягивает в нашу сторону руку. А как же иначе?".

Молодым - дорога, старикам - почет
"Больше половины учительского коллектива - это выпускники нашей школы. Во многом за счет этого нам всем очень легко работать. Все все знают, все выросли за этими партами. Мы понимаем друг друга с полуслова. Для меня лично создание, как теперь говорят "своей команды" было первостепенной задачей. Когда мы мыслим в едином русле - горы можно свернуть. И сворачиваем!" Душевность - не значит нетребовательность. То, что представители преподавательского состава чалнинской школы постоянно участвуют в конкурсе "Учитель года" красноречивое тому подтверждение. Семеро (!) из них в разные годы входили в десятку лучших, а четверо были лауреатами.
"В школе удивительно интересный коллектив педагогов, и я благодарна им, что они всегда находяться в творческом поиске, им интересно все новое и современное.Вот мы и стараемся всегда "двигать" молодых. И очень бережем пожилых. Потому что они труженики великие. Без них школы нет. Поэтому то, что у нас есть, нужно обязательно сохранить и передать по наследству".

Наша главная задача - помочь найти ориентиры в жизни
"Профильное образование - это, бесспорно, большое подспорье для тех, кто уже определился. Кто уже твердо решил, что он будет делать дальше. А как быть тем, кто еще находится в процессе поиска? Вот поэтому я думаю, что общеобразовательным классам нужно уделять не меньшее, а может быть и большее внимание. Одна моя ученица - в конце концов она стала врачом - в школе о многих профессиях мечтала,пока нашла себя. Благодаря обычному образованию, выйдя из школы, она была настолько подготовлена, что смогла успешно учиться по выбранной специальности".
В профильном обучении для сельских школ возникают и дополнительные трудности. Одна из них - небольшое количество выпускников. Попробуй-ка из 36 человек создать классы с разной направленностью! Приходиться находить пути за счет факультативов, индивидуальных занятий. Для всего этого нужны специалисты, труд которых должен быть оплачен. Это еще одна головная боль директора. Однако, Нина Яковлевна не унывает. Налаживает связи с другими сельскими школами, со столицей и ее вузами.
"По президентской программе нам обновили компьютерную аудиторию - привезли сразу восемь машин. Нам пока хватает - классы-то небольшие. Но хочется, конечно, побольше. Сразу взялись мы и за "компьютеризацию" учителей. Двоих отправили в институт усовершенствования учиться, четверых в Интернет-центр, еще пару на копьютерные курсы. Так постепенно подтягиваемся, а за нами и дети. Еще три-четыре года назад на конференции "Шаг в будущее" наши мальчики заняли второе место среди школ республики по информатики.Для нас это было приятно."

Наперекор всему - вперед!
Нашу школу мы стараемся беречь. В прямом смысле этого слова. Вот прошлой зимой только, наверное, благодаря тому, что мы дежурили в школе, батареи в здании остались целыми. Тяжело было, но ничего, выстояли".
Боевому духу, который вселяет в своих подопечных директор чалнинской школы можно только позавидовать. Многие противоречия, которые раздирают наше общество (и образовательная система тут исключением не является) можно было бы решить, имей большинство руководителей такой же оптимизм и жизненный задор, как Нина Яковлевна. И самое отрадное, что его, как губка, впитывают и ее коллеги по работе, и, главное, ученики. Что ж им жить с этим огоньком в груди. И если на жизненных перекрестках он будет чалнинцам подспорьем, то значит - не зря их директор провел сорок лет у школьного штурвала.

Станислав Николаев


Н.Я. Долгова

Школьный музей Боевой славы

Урок музыки

Урок физики