www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Методическая копилка  > География  > Учебно-методические пособия 

Зимняя ландшафтная практика

ВВЕДЕНИЕ


Изучение природно-территориальных комплексов (ПТК) в зимнее время является частью обширной программы по формированию восприятия и оценки окружающей среды у будущих учителей географии и естествознания. Во время работы в поле студентам предоставляется возможность обобщить свои знания о природных комплексах посредством анализа и синтеза полевого материала и построения моделей структуры и функционирования ПТК.

Применение различных методов изучения ПТК позволяет студентам выбрать нужную ориентацию в сфере проблем, затрагивающих их сохранение.

Одним из видов полевой практики является зимняя ландшафтная практика, проводимая в V семестре. Учебным планом на нее отводится 18 часов (3 дня).

Снежный покров оказывает большое влияние на природные процессы и хозяйственную деятельность человека. Вследствие малой теплопроводности и газопроницаемости снежный покров предохраняет почву от промерзания, а зимующих под снегом животных и растения - от резких колебаний температур. Почвенные и геоморфологические процессы под снегом протекают иначе, чем на бесснежных пространствах. Накопленные в виде снега атмосферные осадки питают поверхностные и грунтовые воды, режим которых в значительной мере зависит от распределения снежного покрова, его физических свойств и характера снеготаяния.

Являясь продуктом климата, снежный покров сам становится мощным климатообразующим фактором. Он оказывает влияние на летний температурный режим почв, режим влажности почвогрунтов, на современные геоморфологические процессы и др. Большая подвижность и изменчивость физических свойств снега и снежного покрова позволяет сравнительно легко воздействовать на них и изменять их свойства. Зная свойства снега и законы его распределения, изучив режим снежного покрова и его влияние на другие элементы географической среды, можно получить мощное средство рационального использования таких важных компонентов природной среды.

К наиболее значимым задачам практики относятся следующие:
- закрепление теоретических знаний о ландшафтах, полученных на лекциях и практических занятиях;
- выявление роли и определение значения снежного покрова в природе и хозяйст-венной деятельности человека;
- познание и осмысление особенностей структурно-функциональных отношений между компонентами ПТК;
- овладение серией методов, нацеленных на изучение природных процессов в зимнее время года.

Систематическое ознакомление с методами зимних наблюдений в природе дает будущему учителю возможность значительно расширить круг практических знаний учащихся.

Комплекс работ по полевой практике состоит из нескольких основных этапов. На первом, подготовительном, этапе формируются рабочие группы (бригады), исходя из количества студентов в учебной группе; готовятся необходимое оборудование и материалы (Приложение 1). Во время собеседования студенты знакомятся с целями и задачами практики, с основным содержанием и спецификой проведения исследований, с правилом оформления бланков (Приложение 2) и полевых дневников. Кроме того, во время собеседования преподаватель и студенты очерчивают круг проблем, решаемых во время полевой практики; намечают общие и индивидуальные задания, в зависимости от степени интересов и подготовленности каждого студента; обсуждают предварительные темы докладов или сообщений будущей конференции, посвященной итогам полевой практики.

Наличие картографических и аэрокосмических материалов облегчает задачу студентов по прохождению практики, способствует выбору более точных маршрутов и заложению учебных трансектов. Отсутствие картографического материала приводит к необходимости составления плана глазомерной съемки.

Рекогносцировочный маршрут позволяет детализировать основные задачи практики. Во время рекогносцировки у студентов формируется первоначальное представление об объекте исследования. В это же время проводится комплексное изучение нескольких учебных точек и отрабатываются приемы изучения ПТК по линии ландшафтных профилей, намечаются ключевые участки.

На втором, полевом этапе, для каждой рабочей группы определяется участок, устанавливаются границы простирания ПТК. Картографирование этих участков является важнейшим условием данного этапа ландшафтной практики. Результаты заносятся в бланк описания.

Третий этап – камеральная обработка полевых материалов – предполагает составление письменного отчета с результатами и анализом исследований (Приложение 3). Итогом полевой практики является учебная конференция, на которой рассматриваются проблемные задания и делаются выводы по проведенной работе. Наиболее интересные доклады могут быть рекомендованы для подготовки в печать в виде тезисов или использованы в курсовых и дипломных работах.

1. ЗИМА КАК ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР


Одной из характерных особенностей природы является ее сезонная ритмика. Для территории нашей страны, расположенной преимущественно в умеренном и субарктическом климатических поясах, характерными сезонами года являются зима и лето.

Зима – наиболее холодное время года, продолжительностью в несколько месяцев. При разделении года на четыре сезона в умеренных широтах за зиму условно принимается промежуток времени с декабря по февраль, но основные ее проявления (в первую очередь, климатические) наблюдаются с ноября по март включительно. Зима начинается с момента перехода устойчивых среднесуточных температур воздуха ниже нуля градуса по С и образования устойчивого снежного покрова. Весна сопровождается интенсивным таянием снега и переходом среднесуточной температуры воздуха выше отметки нуля градуса по С.

Одним из основных факторов, определяющих зиму, является температура воздуха. В условиях отрицательных температур, наблюдаемых на большей части нашей страны, происходит резкое снижение биологической активности всего живого, интенсивности биологических, физических и химических процессов. Изменение агрегатного состояния воды на огромных площадях земной поверхности вызывает проявление новых качеств в природной среде, которые, в свою очередь, могут влиять как на живую природу, так и на отдельные компоненты неживой природы.

Приложения
_______________________
Скачать (полный текст пособия Зимняя ландшафтная практика):