www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Организация практики  > Карельская государственная педагогическая академия  > Методическое обеспечение практики  > Методы исследовательской работы 

Интервью, беседа

Интервью, беседа и другие виды устных опросов. В диагностике они используются реже. Это связано с тем, что на их проведение затрачивается много времени. Тем не менее именно в беседе легче всего выяснить мотивы поведения учащихся, проникнуть в самые глубокие уровни их ценностных отношений. К тому же беседа педагога и школьника одновременно является и методом воспитания, а диагностическая беседа руководителя, методиста с учителем выполняет и инструктивную функцию.

При подготовке к диагностической беседе заранее составляется перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ. Конечно, эти вопросы маскируются, многие импровизируются, однако в итоге эффективность беседы определяется выяснением исходных вопросов.

Как и анкета, беседа может включать косвенные вопросы, предлагать коллизионные ситуации с выбором приемлемого способа поведения; ответы на косвенные вопросы, сопоставленные с ответами на прямые вопросы, повышают надежность диагностического вывода.

Однако важнейшее условие диагностической беседы — откровенность между участниками беседы; только при создании атмосферы полной откровенности в беседе раскрывается внутренний мир воспитанника. Например, высказывание педагога зачастую становится исходным моментом в установлении обоюдной доверительности. Ведь воспитанник из-за ограниченности своего опыта зачастую предполагает исключительность собственных переживаний, неполноценность своих возможностей. Даже незначительное сходство его личного опыта с опытом воспитателя во многом освобождает ученика от чувства собственной неполноценности и побуждает его к откровенности с воспитателем. Особую роль при этом играет уверенность диагнозируемого, что доверительность будет использована только в его интересах. На этом построена психологическая помощь, психотерапия, этот же принцип должен соблюдаться и в педагогической диагностике, особенно в диагностической беседе.

В заключение отметим, что техника опросов чрезвычайно сложна и не всегда надежна и достоверна. Это объясняется тем, что при опросах неизбежен субъективизм, сугубо индивидуальные словесные сообщения, суждения. Поэтому поиск объективного оценивания ситуации «сколько голов, столько мнений» представляет до сих пор нерешенную проблему: нет, вероятно, педагога, который может гарантировать полную достоверность и надежность информации, полученной даже при самом тщательном проведении опроса.