www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Организация практики  > Карельская государственная педагогическая академия  > Методическое обеспечение практики  > Методы исследовательской работы 

Контент-анализа

В тех случаях, когда воспитанник не стремится к откровению, педагог также получает диагностическую информацию, побуждающую к применению более тонких диагностических, методов, например контент-анализа, который заключается в выделении смысловых единиц в тексте с последующей статистической обработки в виде определения количественного соотношения. Это позволяет установить степень выраженности определенной смысловой информации и осуществить перевод содержания документа в количественное выражение.

Контент-анализ проводится в три этапа. Сначала выделяются смысловые единицы текста документа (сочинения). Это могут быть высказывания о характере ситуаций, возникших в семье, жизни, коллективе, общении с товарищами, об определенных сторонах общественной, школьной жизни и класса. Одновременно с этим определяются индикаторы выбранных смысловых единиц, т.е. всевозможные формы их выражения. Если сочинение задано так, чтобы в нем отразилась такая черта личности, как ответственность, то необходимо во всех анализируемых работах найти наиболее соответствующие этому понятию выражения. Имея дело с реаль ным процессом, с реальными учащимися, педагог ограничивает свою задачу анализом не идеального, а реального текста. Поэтому всегда будет существовать определенная приближенность в значении индикаторов по отношению к смысловым единицам.

Контент-анализ, включая также статистическую обработку результатов, помогает установить соотношение между различными смысловыми единицами или их группами. При этом следует помнить, что в практической работе не всегда можно применять этот анализ. Скажем, если в сочинении тема сформулирована без предварительной ориентации на выделение смысловых единиц, если сочинений немного и невозможно поэтому получить достоверные результаты, то его применение нецелесообразно. Следовательно, контент-анализ используется в том случае, если:

— требуется точность при сопоставлении однопорядковых данных;

— сочинений достаточно много для проведения их количествен ной обработки;

— имеющиеся сочинения достоверно охватывают изучаемых объект;

— результаты количественной обработки имеющегося материала могут быть сопоставлены с другими данными.

Таким образом, используемый в диагностике контент-анализ не представляет собой самостоятельного метода, а является специфической формой изучения материалов качественного характера, основанной на специальной технике. Он может сопровождать и другие методы диагностики, например независимые характеристики школьников.