www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Учитель Карелии  > "Учитель Карелии" №45 ("Карелия" №146, 27 январь 2009 г.)   > Материал 4 полосы 

Ученическое самоуправление: что? как? и зачем?

Взгляд старшеклассников

Мы всему учимся в школе. Находим новых друзей, получаем знания, участвуем в различных проектах, раскрываем свои возможности и таланты. В прошлом году в нашей школе появился Совет старшеклассников, который принимает активное участие в школьной жизни.
Одним из направлений нашей деятельности является развитие школьного самоуправления. А что такое самоуправление в школе? Нужно ли оно нам? Если да, то, каким оно должно быть? Давайте попробуем ответить на эти вопросы. Так что же такое самоуправление?
Самоуправление в школе – это часть школьной жизни, это возможность почувствовать себя самостоятельным и ответственным, это когда ученики сами занимаются организацией своего досуга, внешкольных мероприятий. Самоуправление позволяет школьникам реализовывать свои идеи, вносить свой вклад в развитие школы.
Самоуправление должно быть разносторонним, то есть затрагивать разные аспекты нашей жизни. Участие в подобных мероприятиях дает нам возможность самоутвердиться, почувствовать себя полезным для общества, развить организаторские способности, а также показать пример детям младшего возраста, привлечь их к этой иногда тяжелой, но очень интересной работе.
Самоуправление не должно оставаться в пределах школьных стен, так как старшеклассники должны задумываться не только над проблемами школы, но и над другими вопросами, которые они смогут решить с минимальным вмешательством взрослых. Опыт прошлого года доказывает, что мы можем справляться с поставленными задачами. Процесс работы в данном направлении интересен для старшеклассников.
Мы – самые старшие ученики в школе. И нам понятно, что нельзя смотреть на школьную жизнь сквозь стекла розовых очков. Как и в каждой школе, у нас есть и плюсы и минусы. Ложка дёгтя в бочке с медом, по мнению членов Совета старшеклассников, – это пассивность, многие ребята до сих пор не могут понять, зачем они приходят в школу.
Совет старшеклассников старается сделать жизнь в школе более разнообразной, интересной. Благодаря таким проектам, как «Каток», «Памятники», «Школа резерва», «День дублера», мы могли бы хоть чуть-чуть развеять миф о безразличии нынешней молодежи.
Все проекты, которые мы хотели бы реализовать, важны. Проект, предполагающий строительство катка в поселке, звучит заманчиво, не правда ли? Кому не хочется испытать свои силы на льду? Каток будет пользоваться популярностью, вне всяких сомнений.
Еще один из проектов – «Школа резерва», когда мы идем не в школу, а в администрацию района и городского поселения, садимся в кресла руководителей и вместе с ними проживаем один день, решаем важные проблемы. Это проект нужен для того, чтобы старшеклассники смогли хотя бы на один день окунуться во взрослую жизнь, познакомиться с работой разных специалистов, а также определиться с будущей профессией.
Каждый год 5 октября проходит «День дублера» – проект, ставший традицией как для школьников, так и для педагогов. Старшеклассники на один день становятся учителями, а учителя получают возможность вернуться в детство, стать школьниками.
Один из сложных вопросов, с которым мы столкнулись в прошлом году, было сотрудничество, если это так можно назвать, с молодежным демократическим антифашистским движением «НАШИ». Вначале в эту организацию вошло 12 человек, в основном это были члены Совета старшеклассников. Однако потихоньку многие разочаровывались и уходили. Почему?
Вначале все «новоиспеченные» участники «горели», проводили мероприятия, стремились каждый к каким-то своим целям. Нам всем хотелось сделать для Пряжи много полезного, «расшевелить» молодежь, решить проблемы поселка, сделать жизнь людей хоть чуть-чуть лучше, заявить о себе. Чтобы о нас вспоминали с уважением: «Да, была такая организация, столько хорошего сделала!»
А потом мы «перегорели». Несмотря на важность проводимых акций («Папа, не пей», просмотр патриотического фильма «Живые и мертвые», акция «Улыбки малых городов» и другие), мы почувствовали, что они в большей степени универсальны и ориентированы на города, а не поселки, пусть даже и городского типа. У нас свои, конкретные, проблемы, но увидеть их и помогать в их решении «НАШИ» не в силах, а может быть, и не хотят, потому что отказались сотрудничать со школой и «Советом старшеклассников», хотя такое взаимодействие помогло бы нам добиться более эффективных результатов.
Думаем, что в нашем поселке намного больше сделает Совет старшеклассников. Здесь мы сами планируем и организуем свою жизнь, реализуем нужные для Пряжи и для нас проекты. Думаем, что продолжение следует…

Совет старшеклассников
Пряжинской средней школы:
Диана Волк, Ольга Мудрова,
Виктория Серикова, Ксения
Соболева, Александр Суворов,
Дарья Суворова, Роман Царицин


Ученическое самоуправление: однозначно – ДА!
Комментарий педагога

На мой взгляд, в прошлом году мы пережили уникальный опыт самоуправления – несмотря на то, что проблема только поставлена и еще не решена. Здесь гораздо больше вопросов, нежели ответов. Но четкое понимание некоторых вещей уже есть.
Первое. Возврат к старой административной системе организации ученического самоуправления невозможен. К такому выводу пришли не только мы, но и другие школы района, обсуждавшие на одной из секций августовского педсовета проблему школьного самоуправления. Как только мы пытаемся повторить комсомольско-пионерский опыт с комитетами учебы, спорта и т.д., ученическая организация начинает пробуксовывать, становится громоздкой и неинтересной. Не спасает даже кураторство этих направлений со стороны педагогов.
Второе. Игровая модель (условное название «Ньюландия», в разных вариациях) нас тоже не устраивает. Для этого необходимо, чтобы весь школьный коллектив (учителя и дети) жил по одним законам, в одном игровом пространстве, что для большинства школ нереально, поскольку не созданы эти условия. Старшеклассники, найдя в Интернете и обсудив все модели школьного самоуправления, пришли к выводу, что нам нужно искать что-то свое, отвечающее нашим условиям. Отказ от игры уже почувствовался в новом подходе к традиционному Дню дублера в школе. Мы стремимся к тому, чтобы это была серьезная профориентационная работа, позволяющая уже в школе выявить будущих учителей. В прошлом году появились дублеры и у классных руководителей. А уроки были «вписаны» в обычное расписание, и на них присутствовал сам учитель, который потом давал его оценку.
Третье. И возможно, это главное. Деятельность должна быть деятельной, а не «заседательной». Поэтому мы пришли к форме проекта, которая помогает старшеклассникам приобрести настоящий опыт самоуправления, т.е. самостоятельного решения конкретных проблем. Так, восьмиклассник Роман Царицин (сейчас – девятиклассник) был серьезно озабочен тем, что у нас в поселке нет катка, и школьники чистят лед на озере, чтобы там встать на коньки, хотя это очень опасно. Так возник проект «Каток». Роману, ставшему руководителем проекта, нужно было продумать все детали, обратиться к администрации поселения, найти группу старшеклассников для обслуживания работы катка. Надеемся, что мягкая зима не нарушит эти планы.
Четвертое – это обязательный выход в окружающий социум. Деятельность должна быть полезной не только для нас, но и для окружающих людей, для поселка, в котором мы живем. Уже в этом учебном году к ребятам обратилась за помощью пенсионерка: некому выкопать картошку, так сложились обстоятельства. Совет старшеклассников принял решение: нужно помочь. Вы думаете, с радостью? Нет, никому не хотелось в первые дождливые дни сентября идти на поле, к тому же в выходные с родителями нужно убирать свою картошку, и, может быть, не один день… Но ребята сказали сами себе: «Надо! Иначе как будут на нас смотреть другие, что мы будем значить?» И пошли. И под дождем убрали урожай. И даже увезли его в яму. И это было преодолением – самих себя, прежде всего. С таких моментов и начинается самостроительство.
Пятое. Нужно использовать все имеющиеся у нас резервы. В прошлом году это был резерв власти, которая охотно шла на сотрудничество со школьниками. Администрация школы была заинтересована в развитии самоуправления и выступила инициатором проведения конференции «Молодежь как фактор развития п.Пряжа», что, собственно, и стало толчком для создания Совета старшеклассников.
На встречи с нами не раз приходила администрация Пряжинского городского поселения, которая охотно поддержала наши инициативы и выступала со своими. Главу администрации беспокоит проблема памятников. На территории поселения их много, но далеко не все из них описаны, не все население знакомо с ними. Так родился проект «Памятники», который в прошлом году написала Ирина Тубол, закончившая школу, а теперь ее дело продолжают нынешние старшеклассники: уже прошел общий сбор-старт, и классные команды уже собираются в походы и на экскурсии к «своим» памятникам.
Много времени уделяют молодежным проблемам и в районной администрации. Глава администрации Пряжинского муниципального района К.Г.Гусев не раз выходил на встречи с молодежью и отдельно со старшеклассниками и охотно принял нашу идею проведения Дня дублера в районной администрации. Наш проект «Школа резерва» прошел на «ура». Вот отзыв Александра Суворова об этом: « В День дублера в администрации я исполнял обязанности начальника финансового органа Г.В. Корниловой Думаю, мне удалось справиться со своей задачей. Работа финансиста очень сложная, но, в то же время, интересная. Быть начальником финансового отдела – значит, быть в курсе всех новостей района. В тот день мне довелось очень много узнать о своем родном поселке, да и о районе в целом.
День выдался очень насыщенным. Сначала меня познакомили со всем рабочим персоналом, показали программы для учета доходов и расходов района. Потом поручили первое задание – напечатать документ, с чем я успешно справился.
Самым ярким и запомнившимся впечатлением стал звонок директору Пряжинской средней школы. Непривычно было говорить: «Вас беспокоит начальник финансового органа». Во время этого звонка я действительно вжился в роль начальника, и понял, насколько непроста эта работа.
Проблема с финансированием Пряжинской школы – единственная, которую мы с коллегами смогли разрешить в тот день. Но, для начала, не так уж и плохо!»
А вот молодежные организации, как это ни странно, сотрудничать с нами отказываются. Так произошло с движением «НАШИ», о котором уже писали наши ребята. Мы организовали встречу с одним из его руководителей, тот увлек всех наших ребят, и практически полным составом Совет старшеклассников ушел из школьного самоуправления и стал проводить акции «НАШИх». Наше предложение о сотрудничестве, хотя ребята поддерживали это, было отвергнуто. И сколько нужно было терпения и мудрости, чтобы не упрекнуть ребят, дать им возможность самим прожить этот новый опыт и оставить возможность вернуться. Я думаю, после этого мы стали сильнее и, что самое главное, убедились в необходимости школьного самоуправления.
И, наконец, последнее. Выход в социум, безусловно, необходим. Но ученическое самоуправление должно, прежде всего, решать проблемы школьной жизни. В прошлом году нам не удалось этого. Но сейчас, кажется, мы поняли, как это сделать. Мы – это и взрослые кураторы, и самые активные и самые неравнодушные старшеклассники. И, может быть, это – самое главное наше достижение.

Ирина Велеславова,
куратор ученического самоуправления,
учитель Пряжинской средней школы


Дублеры