www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Организация практики  > Карельская государственная педагогическая академия  > Методическое обеспечение практики  > Методы исследовательской работы 

Методы сбора первичной информации

С помощью чего мы можем исследовать? Во-первых, это:

Наблюдение — организованное восприятие процессов и явлений, связанных с целенаправленным формированием личности школьника.

Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Современный педагог — это прикладной психолог. Он стремится воспитание и обучение строить на основе объективных сведений о школьнике. Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода.

Роль воспитателя проявляется в том, что он активно и сознательно ищет факты, руководствуясь единственно целью опознания диагнозируемого компонента. Полученные в результате наблюдения данные способствуют проверке той или иной гипотезы, помогают подтвердить или опровергнуть предположение педагога о качестве воспитания конкретного ученика.

Наблюдать можно отдельные воспитательные мероприятия, различные ситуации, возникающие в процессе воспитания, способы и приемы воспитательной деятельности классного руководителя, вожатого, т.е. некоторые педагогические акты, в структуре которых выделяются отдельные элементы, определенным образом связанные между собой.

Главное условие результативности наблюдения как метода диагностики заключается в проведении обоснованного и устойчивого контроля. Наблюдение может быть включенным (наблюдатель анализирует воспитательный процесс как бы изнутри) и простым (все события регистрируются со стороны). Более продуктивно включенное наблюдение. При нем наблюдатель сам является непосредственным участником, а нередко и организатором воспитательного процесса. Он накапливает диагностические данные, интерпретирует их, приходит к установлению причинно-следственных связей, осознавая в то же время замысел и протекание целостного воспитательного процесса. Однако такое наблюдение требует определенного мастерства педагога.

Диагностическое наблюдение имеет свою структуру, последовательность действий. Первое — фиксируется общая характеристика наблюдаемой ситуации: вид и направленность деятельности учащихся, взаимоотношения между членами коллектива, условия, место анализируемой ситуации; второе — определяется типичность наблюдаемого класса, коллектива учащихся в сравнении с другими аналогичными объектами исследования; третье — самими учащимся характеризуются их поступки, эмоциональное состояние, принадлежность к активу класса или неформальной референтной группе.

Наблюдая за школьниками, необходимо определить цель их деятельности, интенсивность и формы проявления активности учащихся. Наконец, очень важно выявить результаты деятельности. Предлагаемая последовательность наблюдения может меняться в зависимости от условий наблюдения или от диагностических задач.

Контрольное наблюдение, имея другую последовательность, ориентируется на фиксацию заранее предполагаемых фаз деятельности учащихся. Например, оценка активности участия школьников в коллективной деятельности, эмоциональные отношения с другими членами коллектива.

Для наблюдения разрабатываются определенные индикаторы для каждой фазы, а наблюдающий регистрирует возможные проявления, кодируя их цифрами или буквами.

Контрольное наблюдение чаще всего используется в лабораторных условиях, когда наблюдаемая группа ограничена специально заданной ситуацией. Заранее продуманная процедура наблюдения, с одной стороны, позволяет более точно и объективно фиксировать сам процесс деятельности, сосредоточив внимание на наиболее важных его проявлениях, с другой — обусловлено рядом факторов. К последним относятся: наличие определенной установки, предвзятость, психологическое перенасыщение наблюдателя, невозможность более внимательно проанализировать отдельные аспекты наблюдаемого процесса. При этом нужно назвать некоторые недостатки: большие затраты времени на получение объективного результата, а также ограниченность круга наблюдаемых и субъективность оценок под влиянием побочных факторов.

Наиболее надежным является наблюдение в ситуациях свободного выбора. Дело в том, что в условиях школьной жизни (например, на уроках) легко диагностируются только те воспитанники, поведение которых достаточно отклоняется от нормы; большинство учеников в стандартных ситуациях, выступая в качестве исполнителей указаний, могут и не проявить своей истинной воспитанности.

Диагностическая функция ситуаций свободного выбора основана на положении о борьбе мотивов как внутренней детерминанте поступков. Действительно, в реальной жизнедеятельности воспитанник постоянно принимает решения, как поступить в данном случае: помогать другим или уклоняться от этого, требовать для себя определенных привилегий или подчиняться общим правилам, говорить правду или ее умолчать и т.п. Именно в подобных ситуациях проявляется истинная воспитанность. Особой диагностической ценностью обладают ситуации, когда школьником совершается поступок, связанный с определенными потерями для себя, например, когда для выполнения долга он должен пожертвовать своим свободным временем или интересным времяпрепровождением.

Ситуации свободного выбора чаще всего возникают вне школы, когда ученики не чувствуют давление внешних правил и в поведении ориентируются на внутренне принятые нормы. Благопри ятны в этом отношении экскурсии, туристические походы, общественно полезный труд, природоохранительная деятельность. Здесь обнаруживается истинное стремление воспитанника делать полезное дело, помогать товарищам.

Естественные ситуации, однако, не могут быть заранее предвидены, педагог не всегда в состоянии их зафиксировать. Поэтому в диагностических целях создаются экспериментальные ситуации, в которых борьба мотивов побуждается самим наблюдателем, например помощь товарищу в учебе, побуждение к добросовестной учебной работе. Педагог также может создать ситуацию, когда принимать решение должен и отдельный ученик, и весь коллектив. Подобным образом перед коллективом или воспитанником может быть поставлена задача выбора — дела приятного, приносящего личное удовольствие, или дела, полезного в первую очередь для других, результат которого — радость от выполненного долга. И хотя такая ситуация создается в диагностических целях, она выполняет и воспитательную функцию. Например, при диагностике гуманности педагог предлагает воспитанникам или что-то сделать только ради интересов своего класса, или оказать помощь младшим школьникам. Увлекая учеников будущим делом на пользу другим, педагог имеет возможность изучить их общественную направленность.