www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Организация практики  > Карельская государственная педагогическая академия  > Методическое обеспечение практики 

Ранняя юность

Переход от подросткового возраста к юношескому связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения.

Если в 15 лет подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, самостоятельный выбор дальнейшего пути.

В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представить себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей, ориентироваться в различных профессиях, хотя это сложно, т.к. представления носят пока абстрактный характер. Кроме того, нужно верно оценивать свои объективные возможности — уровень учебной подготовленности, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становятся центральным новообразованием ранней юности. Эта внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Самоопределение связано с новым восприятием времени, соотношением прошлого и будущего, восприятием настоящего с т.з. будущего. Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше.

Осознание временной перспективы в построении жизненных планов требует уверенности в себе, в своих силах и возможностях.

В выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становиться реальностью. С этим связаны изменения в самооценке, но, несмотря на некоторые колебания в самооценке и тревожности, можно об общей стабилизации личности в этот период. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным, поэтому дети 16-17 лет выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11_15 лет.

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, интерес к личности, рефлексия, являются в ранней юности основой, на которой строится мировоззренческие взгляды. Старшеклассник пытается найти ответ на вопросы: «какое место я занимаю в мире, который меня окружает?», «Каковы мои возможности?» и т.п. Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

Безусловно не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых взглядов. Отсутствие мировоззренческого выбора в юности, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений.

Еще один момент, связанный с самоопределением — изменение учебной мотивации. Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начнет волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Как считает А.В. Петровский. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.