www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Учитель Карелии  > "Учитель Карелии" №28 ("Карелия" №4, 18 января 2007 г.)  > Материал 4 полосы 

Как учили в северном приладожье в позапрошлом веке

  • Из истории образования Карелии


  • Особенности положения Великого Княжества Финляндского в составе Российской империи сказывались и в развитии системы народного образования на его территории, здесь действовали отличные от основной территории России законы в отношении народного образования. В Приладожье развивались различные типы учебных заведений от начальных школ и школ грамотности до средних и специальных. Политика правительства, особенно в годы правления Александра II (1855-1881) объективно способствовала развитию образования в регионе.


    Отец финской школы

    До середины XIX века дело народного образования в Финляндии (а Северное Приладожье – Лахденпохья, Сортавала, Питкяранта, Суоярви – относились к Выборгской губернии Великого Княжества Финляндского) было в руках церкви. Однако Александром II было обращено внимание на необходимость организовать в Финляндии светскую начальную школу. В первый приезд в Гельсингфорс в 1856 году он поручил финляндскому сенату представить проект устройства школ в сельских общинах. Это поручение государя свидетельствовало о заинтересованности правительства в реформе образования.

    Безусловно выдающуюся роль в реформировании народного образования в Финляндии сыграл видный финский педагог Уно Сигнеус (1810-1888) (на илл.), которого по справедливости называют отцом финской школы. К педагогической деятельности У.Сигнеус приступил уже в зрелые годы. После окончания университета в городе Або (Турку) в 1836 году. Сигнеус защитил магистерскую диссертацию по философии, а годом позже стал пастором Финской лютеранской церкви. В 1839-1845гг. он провёл несколько лет в Русской Америке на о-ве Ситка в качестве миссионера. После возвращения в Россию служил священником в лютеранской церкви Святой Марии в Санкт-Петербурге, где одновременно руководил приходской школой. Заинтересовавшись проблемами педагогики, обратился к сочинениям И.Г. Пестолоцци, Ф. Фребеля, А. Дистервега. В октябре 1857 года направил финляндскому сенату критический отзыв на подготовленные церковными капитулами планы создания в Финляндии народных школ, предполагавшие контроль над ними со стороны шведскоязычной бюрократии. Сам Сигнеус полагал, что школа в Финляндии только тогда может называться народной, если преподавание в ней будет вестись на финском языке. Он также считал, что мальчикам и девочкам должно быть предоставлено равное общее образование. Курс школ должен содержать «практически полезные предметы». Сигнеус предлагал самоуправление для школ и их подведомственность только органам местного административного управления. По поручению финляндского сената разработал основные направления реформы школьного дела в Великом княжестве Финляндском. В апреле 1858 года было опубликовано Высочайшее объявление «Об основаниях устройства народного образования в Великом Княжестве Финляндском», установившее, что обучение чтению должно по-прежнему идти в семье или в устраиваемых общинами деревенских воскресных школах (грамоты). Для дальнейшего образования должны были быть учреждены постоянные школы на средства общин (коммун), с пособием из государственных средств. Для подготовки учителей должны были быть учреждены на казённый счёт учебные заведения с отделениями для образования учительниц.

    В 1858-1859гг. Сигнеус посетил ряд скандинавских и западноевропейских стран для ознакомления с организацией школьного обучения. В частности большое впечатление на Сигнеуса произвела учительская семинария в Веттингене (Швейцария), которой руководил известный швейцарский педагог Г. Кеттигер. В эту семинарию впоследствии, когда Сигнеус возглавлял первую в Финляндии учительскую семинарию(1863-1869), он направлял на стажировку своих семинаристов.

    В 1861-1881гг. Сигнеус – инспектор народных школ Великого княжества Финляндского. Идеи Сигнеуса легли в основу первого школьного закона страны. 11 мая 1866 года обнародовано «Постановление об устройстве народного преподавания в Великом Княжестве Финляндском». Школа была отделена от церкви, но на духовенстве была оставлена «обязанность заботиться о первоначальном религиозном обучении».

    Школы для народа

    По закону 1866 года в сельских приходах должны были работать «детские» школы или школы грамоты, постоянные или передвижные, под надзором приходского духовенства. В этих школах велось обучение только чтению, но курс их мог быть расширен введением обучения письму, счёту и пению. В городах такие школы были приготовительными к начальной или высшей школе находящейся в ведении общины. Сельские (два года обучения) и городские (четыре года обучения) с преемственным курсом школы становились главными типами народных школ. В обучении значительное место уделялось самостоятельным занятиям; как обязательные рассматривались уроки ручного труда. Э.Г. Карху отмечает: «Идея четырёхклассной народной школы как новой ступени образования состояла в том, что главным было не полумеханическое заучивание катехизиса, а пробуждение у ребёнка способности мыслить, гражданское его воспитание, подготовка к жизни в обществе». Дальнейшими ступенями обучения стали сельские и городские ремесленные школы, лицеи и гимназии, университеты, кадетский корпус.

    В 1869 году было организовано школьное управление в Финляндии. Руководить образованием в губерниях должны были инспектора. В 1884 г. их было 8 (по числу губерний в Финляндии), затем их число увеличилось до 20. В 1901 г. была учреждена должность инспектора для сельских училищ, в которых большинство учащихся составляли православные. Проживал этот инспектор в городе Сердоболе (Сортавала).

    В 1883 г. издаётся особое Высочайшее постановление об открытии в православных сельских приходах постоянных и передвижных сельских школ с преподаванием на финском языке. Средства на содержание этих школ должны были выделяться Святейшим Синодом, сенатом, а также привлекаться местные приходские средства. Сенат Финляндии считал необходимым, чтобы в этих школах преподавали граждане Финляндии, окончившие лютеранскую финскую школу и Сердобольскую семинарию. Руководить школами должен был особый инспектор, назначаемый из финнов-лютеран.

    Постановление о народной школе от 1898 г. обязывало сельское население разделить свою территорию на районы и открыть начальные школы в каждом районе, где было не менее 30 детей школьного возраста.

    Уже постановление 1866 г. содержало требования к школьным зданиям, за исполнением которых следило школьное управление. Если коммуна (самоуправляющаяся административная единица) получала государственную субсидию на создание школы, она была обязана построить школьное здание, которое включало бы в себя: классную комнату, квартиру для учителя и хозяйственные постройки. В 1867 г. подготовили первую серию образцовых чертежей для школ. К началу XX века многие учебные здания в Приладожской Карелии возведены по специальным проектам.

    Хотя в отношении школьных зданий на остальной территории Российской империи также имелись специальные указания,
    многие из них располагались в крестьянских избах, приспособленных под школу. Известный русский педагог С.А. Рачинский отмечал: «Заурядные русские избы, в коих повсюду первоначально помещались эти школы, становятся слишком тесными. И переполнение их заставляет отказывать в приёме части желающих учиться».

    Школы разные нужны, школы разные важны

    Первыми общеобразовательными карельскими школами в Выборгской губернии были русские школы, учреждённые в 1848 году лесопромышленниками Громовыми в Салминском уезде. В Сердоболе петербургскими купцами Елисеевыми было открыто русское училище с расширенной программой обучения, предназначенное для подготовки учителей для карельских школ в Восточной Финляндии.

    В начале 1860-х гг. и громовские и елисеевские училища были закрыты.

    Первыми общеобразовательными финскими школами в Северном Приладожье стали школа на усадьбе Кюммеля (недалеко от Сортавалы), основанная в 1864г., школа Ваавая в Хийтола и школа в Импилахти, основанные в 1871 году. В школе в имении Кюммеля, основанной Элизабет Синтойнен и её мужем Германом Халлонбладом имелись классы для мальчиков и девочек. К организации школы в Кюммеля имел прямое отношение Уно Сигнеус. К нему, получив в середине 1850-х гг. значительное наследство, обратился Г. Халлобланд с предложением открыть в Кюммеля школу по проекту Сигнеуса. Школа была открыта в 1864г. Она имела прекрасное здание с гимнастическим залом и мастерскими. При школе работали интернат, детский сад и детские ясли. Мастерские и прекрасный приусадебный участок позволили организовать трудовое обучение и сельскохозяйственные занятия для учеников. Руководители школы уделяли серьёзное внимание подготовке и повышению квалификации учителей. Как пишет финляндский историк Ханнес Сихво: «Учителя ездили в Германию и Швейцарию для знакомства с методикой преподавания. Школа работала до 1880г. и являлась образцом для всего народного просвещения в Карелии». К сожалению, в 1880г., несмотря на протесты Сигнеуса, школа была преобразована в учительскую семинарию.

    Только в 1881-1887 гг. появилось пять новых финских школ - по одной на приход: Салминский, Шуезерский, Шуйстамский, Корписельский и Соанлахтинский.

    Через 20 лет имелось уже 11 финских школ в Салминском приходе, 10 – в Импилахтинском, 7 – в Шуйстамском, 6 – в Шуезерском и по 4 - в Корписельском и Соанлахтинском – всего 41 школа. К 1913 г. здесь было 47 щкол и 2224 учащихся.

    В 1910-1913 гг. открыты 42 русские школы, из них – 5 двухклассных, кроме того, 3 ремесленных отделения.

    В Выборгской и Куопиской губерниях к началу ХХ века было 74 епархиальных детских школ (грамоты), из которых только в 5 велось преподавание на русском языке.
    Из 30 тысяч человек православного карельского населения в начале ХХ века 28 тысяч жили в Салминском уезде Выборгской губернии, где они составляли 3/4 населения, а остальные в других уездах: Сердобольском, Кронеборгском и Кексгольмском. Для жителей этих уездов в 1912-13 учебном году в числе 77 православных начальных народных школ, подведомственных Финляндскому епархиальному начальству, работали 62 детские финские школы, которые возникли местным лютеранским школам и по их образцу (11 постоянных и 51 передвижная). 14 русских епархиальных братских школ губернии работали как одноклассные начальные, но не пользовались правами церковно-приходских школ.

    Крупнейшим образовательным и культурным центром Северного был город Сердоболь (Сортавала). Уже в 1857 г. здесь была открыта женская гимназия, в 1880 педагогическое училище (учительская семинария), в 1893 г. - лицей, в 1918г. – православная духовная семинария.

    В Кронеборге (Куркиёки) в 1873 г. открыта средняя школа земледелия, преобразованная в 1897 г. в высшую, а в 1910 г. – в высшее сельскохозяйственное училище. С 1874 г. в Кронеборге действовала школа скотоводства, а с 1907 г. – школа коневодства.

    Погружаясь в историю, не устаешь восхищаться гражданской позицией педагогов, понимающих, что только образованные люди (независимо от их социального положения) преумножить мощь и богатство государства.

    В.Г. Кондратьев,
    заведующий Музеем истории народного образования Карелии
    ГОУ РК «Институт повышения квалификации работников образования».