www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Методическая копилка  > Педагогические мастерские 

Мастерская «Что значит слово "доказать"»

Мастерскую можно проводить с учениками 6—9 классов. С интересом работают в этой мастерской и учителя.

I. Сегодня мы будем стремиться познать смысл слова «доказать». Оно написано на доске. Для успеха нашей работы попробуйте «не закрывать рот своим мыслям», доверьтесь своей руке, когда пишется. Ваша рука очень умная, она сама четко, образно изложит ваши мысли. В.Розанов считал, что тайна писательства в кончиках пальцев. Вам будет предложено рассмотреть ряд ситуаций. Когда их обсуждение будет проходить в парах или пятерках, важно слышать то, что говорит ваш товарищ. Слышать, остальное сделает фантазия, воображение. Мысли необходимо зацепиться за какое-нибудь слово, фразу. Если вы согласны с утверждением, высказыванием вашего товарища, попытайтесь пересказать его своими словами. Если – нет, то свои доводы выскажите в доброжелательной форме, попробуйте наметить путь поиска истины.

II. Работа в пятерках.

Предлагается ситуация: Вы попали к жителям другой планеты. Они мгновенно съедают всех пришельцев, кроме землян. Вам надо доказать, что вы земляне. Приведите убедительные аргументы.

III. Слушаем аргументы пятерок.
Ответы шестиклассников:
1. Назову земное время, год, число, месяц.
2. У меня есть сердце, говорю по-человечески, тарелка сделана из металла, который находится на Земле.

IV. Вторая ситуация для рассмотрения в пятерках.
Вы нанимаетесь на работу. Желающих устроиться работать на это место много. Вам надо доказать, что именно вы больше всего подходите фирме. Опишите аргументы, которые вы приведете в свою защиту. Очередь большая, вам можно успеть сказать не более трех фраз.

V. Слушаем аргументы групп.
Вот какие аргументы предложила группа шестиклассников: У вас очень хорошая фирма, но в ее деятельности есть один недочет. Если возьмете, ликвидирую.

VI. На столе лежат листки с фразами. Каждая пара учеников берет одну из них. Надо установить: что утверждается, оценить истинность утверждения. На размышление отводится 2–3 минуты, затем слушаем. Приведу некоторые фразы:
1. Если все вороны черные, то все нечерные предметы - не вороны.
2. Если все совершенные числа четные, то все нечетные числа несовершенные.
3. «Большая часть великих идей современных математиков, если не все, получила свое начало в наблюдениях» (Дж. Сильвер).
4. «Надменность - всегда порок, хотя бы уже потому, что у надменных людей нет никаких серьезных оснований уважать себя» (Р. Декарт).
5. «На мысли следует нападать с помощью мыслей: по идеям не палят из ружей» (А.Ривароли).
6. «Побеждать – глупейшее занятие! Не победить, а убедить – вот, что достойно славы» (В.Гюго).

VII. Вся следующая работа в пятерках.
Напишите несколько суждений, истинность которых надо доказать.

VII. Слушаем.
Ответы шестиклассников:
1. Среди людей есть инопланетяне.
2. При умножении любого числа на нуль получается нуль.
3. Все четные числа делятся на два.
4. Когда дом долго пуст, он разваливается.
5. Если все четные числа натуральные, то все ненатуральные числа нечетные.

IX. Приведите суждение, которое надо доказать. Перечислите аргументы, из которых следует его истинность.
Ответы шестиклассников:
Суждение: Мел пишет на доске. Аргументы: Мел – порода известняка. Все породы известняка оставляют за собой след.

X. Напишите: что может служить аргументами при доказательстве некоторого тезиса, некоторой гипотезы.

XI. Слушаем ответы.
Вот некоторые ответы восьмиклассников:
1. Аксиомы, факт, улики.
2. Аксиомы, теоремы, факты, свидетель.
3. Доказанный факт, общеизвестный факт, аксиомы.

XII. Я читаю выдержку из учебника по логике:
«Аргументы, доводы или основания доказательства - это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Аргументы:
а) ранее доказанные положения,
б) суждения об удостоверенных фактах (путем непосредственно воспринятых, зафиксированных, путем наблюдения в экспериментах и т.д.),
в) аксиомы,
г) определения.

XIII. На классной доске написаны слова: высказаться, осмыслить, убедить, объяснить, показать, рассказать, отрицать, проверить, разобрать, установить, обосновать, растолковать, рассудить, потребовать, сделать вывод, разложить, догадаться, аргументировать, решить, понять, найти, опровергнуть, построить, развить, смоделировать.
Пятерки выбирают одно-два, которые с их точки зрения наиболее отражают смысл требования «доказать».

XIV. Слушаем. Некоторые ответы шестиклассников:
1. Доказать – это растолковать что-либо, убедить своего товарища в чем-либо.
2. Доказать – привести веские доводы.
3. Доказать – это значит привести суждение в пользу его или против.

XV. Группы получают листы, на которых написаны определения доказательства, взятые из энциклопедии, логических словарей, книг по логике. Требуется прочитать, понять и высказать свое отношение к определению.

XVI. На доске написаны слова: беседа, спор, диалог, монолог, обмен, восприятие, обсуждение, защита, отстаивание, опровержение, обоснование, рассуждение, показ, демонстрация, постановка опыта, вывод из общепринятых истин, догадка, сравнение, обобщение, документ, критический анализ, уточнение тезиса.
Группам необходимо описать процесс поиска построения доказательства, используя эти слова и любые другие.

XVII. Слушаем.

XVIII. Обсуждение мастерской.

Итак, уважаемые коллеги, теперь перед вами две мастерские, составленные мною. Вам предстоит искать свой вариант. Вариант обучения без принуждения, без порабощения мысли ученика, без традиционных учительских обобщений в конце урока. Традиционный путь обучения и способ работы при помощи мастерских образно можно представить так. Первый: все идут в одном строю, впереди учитель, он ведет, он все знает, он подгоняет отстающих, он оценивает движение, каждого. Второй: учитель подводит ребят к огромной горе и говорит: «Дети, видите эту гору? Вам надо на нее забраться. Я верю в вас. Верю, что каждый из вас способен». И каждый сам намечает ту высоту, на которую он поднимается, путь, по которому пойдет, кого возьмет в попутчики. Добравшись до своей вершины и оглянувшись вокруг, дети увидят своих друзей, которые, возможно, забрались выше. Но это не столь важно, ведь и они на горе, они чувствуют высоту, свои силы, ощущают себя творцами. Им никто не навязывал cвоего «барашка», они осуществили выбор сами.