www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Методическая копилка  > Педагогические мастерские 

Мастерская по биологии "К «вечным» вопросам"

Сегодня на ребенка обрушиваются два одинаковых по мощности потока информации: атеистической и религиозной. И это, наверное, не только не страшно, но и правильно, так как ему предоставляется право выбора. Однако зачастую в школе не просто дается информация, но «вживляется» готовое ортодоксальное убеждение. Не важно, которое из двух. Губительный же смысл этого «вживления» состоит в насаждении стереотипного мышления, рождающего невозможность или нежелание думать над «вечными» вопросами.

Мы предлагаем тему «Происхождение хордовых животных» (зоология, 8 класс) изучать в форме творческой мастерской, цель которой — мировоззренческий поиск.

Ход мастерской

— Нарисуйте в группе фантастическое животное, которое идеально приспособлено к жизни в воде, на суше, в воздухе (на планете Земля).

— Защитите свой проект, расскажите о своем животном, его жизнедеятельности. В это время другие группы слушают, задают вопросы, критикуют.

— Нарисуйте предка этого животного.

— Обсуждение всех проектов.

— Поработайте над дополнительной информацией и нарисуйте более древнего предка. Дается информация № 1—8 (см. приложение № 1—2).

— Поработайте еще с одним объемом информации № 9—12 (приложение № 1).

— Беседа (размышления участников мастерской) о разных гипотезах происхождения животных.

Приложение № 1

Информационные карточки

1. Конечности древних животных — возможных предков современной лошади и самой лошади. Хорошо видно постепенное увеличение среднего пальца и ногтя на нем (будущее копыто).

2. Череп вымершего зверозубого ящера. Зубы этих ящеров были дифференцированными наподобие зубов млекопитающих (отсюда название — зверозубые). Слепая ли это ветвь эволюции, или данные ящеры явились предками млекопитающих? Другой гипотезы о происхождении млекопитающих ученые на данный момент не имеют.

3. Археоптерикс, считающийся переходным звеном между птицами и пресмыкающимися. Уже имея крылья и перья, это животное сохранило, однако, и многие черты, присущие пресмыкающимся: зубы, хорошо развитые пальцы на передних лапах-крыльях, длинный хвост из множества позвонков.

4. Древние кистеперые рыбы имели плавники, строение которых было схожим со строением конечностей наземных животных. Принято считать, что первые земноводные были потомками вышедших на сушу кистеперых рыб. До наших дней дожил один вид кистеперой рыбы — Лятимерия (названа по имени мисс Лятимер, открывшей эту рыбу).

5. Схема возможного превращения плавников кистеперой рыбы в конечности. Вверху — передние конечности, внизу — задние. У выходящей на сушу, рыбы плавники постепенно отгибались, принимая характерное для конечностей положение.

6. Схема хрящевого черепа акулы, иллюстрирующая современные представления о возникновении челюстей из жаберных дуг: губные хрящи (1); челюстная дуга из небноквадратного (2) и меккелева (3) хрящей; подъязычная дуга из гиомандибулярного хряща (4) и гиоида (5).

Считается, что челюсти и подъязычный аппарат возникли из первых двух жаберных дуг у древнейших хрящевых позвоночных животных.

7. В процессе эволюции, когда хрящевой скелет заменялся костным, хрящи челюстного аппарата акул редуцировались, превратившись в элементы среднего уха и подъязычной кости. Таким образом, наше ухо мы унаследовали от древнейших акулоподобных хрящевых рыб.

8. Текст под рисунком:
Схема предполагаемого превращения кольчатого червя в позвоночное. В нормальном положении схема изображает кольчатого червя с расположенным на переднем конце тела «головным мозгом» (1) и нервной цепочкой (2), тянущейся вдоль нижней стороны тела. Ротовое отверстие (3) находится на нижней стороне тела животного, а анальное (4) — у кончика хвоста; кровь течет вперед по верхней части тела (показана стрелками), а возвращается назад по нижней. Переверните схему «вверх ногами».

Перевернутый текст над рисунком:

И вы получите схему строения позвоночного — нервная цепочка, оказалась на спинной стороне тела, а кровь течет в противоположном направлении. Но при этом необходимо, чтобы возникли новые ротовое (5) и анальное (7) отверстия, а прежние бы исчезли; кроме того, у кольчатого червя нет хорды (6), и все это предполагаемое превращение совсем не такое простое, как кажется.

9. Совсем недавно было обнаружено, что конечности небольшого западноафриканского зверька скалистого дамана совершенно идентичны конечностям эогиппуса — предполагаемого предка лошади. Это серьезно пошатнуло позиции эволюционистов: быть может, никаких «маленьких лошадок» никогда не существовало; а найденные кости принадлежат даману, жившему в то время, как он живет и поныне.

10. Одно время большинство эволюционистов полагало, что археоптерикс, имя которого означает «древнепернатый» или «древняя птица», был связующим звеном между пресмыкающимися и птицами.

Сегодня же многие не придерживаются этого мнения. Его окаменелые остатки обнаруживают прекрасно развитые перья на аэродинамически выгодно сконструированных, пригодных для полета крыльях. Кости его крыльев и ног были тонкими и полыми. Его якобы рептильные признаки встречаются и у современных птиц. Кроме того, он не предшествует птицам по времени, так как в горных породах периода, к которому относится археоптерикс, были найдены окаменелости других птиц.

11. Согласно палеонтологическим данным, разные и очень сложные формы жизни появляются внезапно, полностью развитыми. Эволюционисты также вынуждены признать (с большой неохотой) полное отсутствие промежуточных ископаемых.

12. «Общая эволюция, и даже эволюция человеческого организма, является, по-видимому, самым правдоподобным научным объяснением происхождения». (Новая католическая энциклопедия).

«Мы убеждены, что огромное количество доказательств, бесспорно, позволяет применять концепцию эволюции к людям и другим приматам. Мы настаиваем лишь на том, что Господь сотворил душу человека». (По материалам Ученого совета Католической церкви).

Список литературы

Э.Хадорн, Р.Венер. Общая зоология. — М.: Мир, 1989.
А.Ромер, Т.Парсонс. Анатомия позвоночных. — М.: Мир, 1992.
Д.П.Гольнева, Л.И.Самойленко, Л.В.Симонова, А.В.Кулев. Дидактический материал по зоологии. — М., 1990.
К.Вилли, В.Детье. Биология. — М.: Мир, 1974.
Жизнь, как она возникла — путем эволюции или путем сотворения? — Изд-во общины Свидетелей Иеговы.