www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Методическая копилка  > Педагогические мастерские 

Мастерская по творчеству М. И. Цветаевой «Моим стихам... настанет свой черед...»

Что нужно, чтобы дети заболели стихами? Тем более, если они в настоящее время больше расположены читать детективы, фантастику или мексиканские любовные истории. Для этого они должны пережить чувство и мысли, являющиеся содержанием стихотворных произведений.

Сначала мы попросили написать два слова – имя и фамилию Поэта и подобрать к ним слова, сходные по звучанию.

Получили: Марина – море, Мур, субмарина.

Затем слова, возникающие в нашем воображении, когда мы произносим имя Марина.

Ученики написали: Марина – творец, трагедия, стихия, свобода.

Итак, начало есть. Мы настроили детей на поиск слов, связанных не только с темой Поэта, но что самое важное – с миром чувств самого ученика. Это был первый этап мастерской. Французские методисты называют прием, который помогает в начале мастерской пробудить воображение, – индуктором.

А вот и второй индуктор. Письма М.И.Цветаевой к А.Тосковой, где речь идет о скульптуре средневекового рыцаря у Карлова моста в Праге. Слушая эти письма, дети могут записать слова, зацепившие их внимание.

Письмо от 24 ноября 1938 г.
«И – 13 лет спустя – нет, уже 15! Скажу, что лучшее в Праге было – Рыцарь».

Письмо от 26 декабря 1938 г.
«Жду истории своего Рыцаря. Все, что знаю, что он добыл Праге двухвостого льва».

Письмо от 28 февраля 1939 г.
«Дорогая Анна Анатольевна!

Повторю вкратце: и Рыцарь, и жизнеописание его – дошли, и в последнем меня поразил... страх Рыцаря перед ласковостью льва. Не боявшийся чудовищ – кротости убоялся. Сам Рыцарь – чудесен, и очень хорош формат – весь в высоту. Еще раз – огромное спасибо: не расстанусь до конца дней.

Любопытна легенда, повсеместно: и в баснях, и в сказках, и в рассказах первых путешественников – заставляющая льва жить в лесу и даже царить в нем, тогда как лев никогда в лесу не живет – только в пустыне – на всей свободе. Царь леса – тигр, и ласкового тигра бы и я испугалась.»

Слова, которые выписали:
Рыцарь, тигр, лев, царь, свобода.

Подобрав, звуковые и смысловые ассоциации к слову Рыцарь, мы получили новый круг слов:
1. Рыцарь – царь, рык.
2. Рыцарь – Дон Кихот, благородство, щедрость.

Все полученные слова позволили нам перейти к первому варианту «Слова о Марине Цветаевой». Сочинение должно быть небольшим, 5—6 предложений.

Вот одна из работ:

Марина Цветаева — вечная странница. Вся ее жизнь в сражении. Марина — стихия, свобода, цветение. Безмерное сердце.

Иногда дети сразу сочиняют стихи.

Слов, мыслей, чувств и строк смятение.
И их волнующее соединение.
Имя морское ... душа поэта.
Порванная, но пронзительно прозвучавшая
Струна — Марина это.

Дети слушают своих одноклассников. Мы просим записывать те слова, фразы, которые им понравились. Они будут необходимы для создания второго варианта «Слова о поэте».

А теперь стихи М.И.Цветаевой (1934 г.):

Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина —
Судьбина
Горькая.
Рябина —
Седыми
Спусками...
Рябина —
Судьбина
Русская.

Прочитали стихотворение про себя, затем вслух. И я говорю: «Если вы попытаетесь, прочитать это стихотворение без слов и вам захочется сделать какие-то жесты, то сделайте их». Класс представляет в это время странное зрелище. Это ученики — поющие, мычащие, размахивающие руками.

Затем все распределяются в группы по 4—5 человек и создают образ этого стихотворения: это или пластическая картина, или живописная, или радиопередача, где идет прочтение этого стихотворения.

И вот начинается представление. Это песни, хор чтецов, сцены, или страшный крик умирающего человека, или женский плач.

Все впечатления, полученные от этих работ, легли на бумагу.

Вот некоторые из них:
1. Дерево на краю обрыва: все тянет его туда, откуда не возвращаются. Оно противится, но силы не вечны, а топоров много. Жизнь дерева отравляет не дождь, который каплет свыше, а червь, что грызет корни.
2. Мы полны кровью, мы захлебываемся от нее. Россия, доля русская. Молодость, цвет жизни — все загублено.
3.

Душа полна любовью и стыдом.
Неукротим вражды суровый норов.
Все меньше в Храмах нас,
Все больше в норах.
Друг друга слышим мы с трудом.
Еще ищу гармонии сама,
Еще внимаю нотам Баха.
Еще не верю в близость краха.
Но по ночам боюсь сойти с ума


Дальше работаем над cтихотворением «Деревья», вернее над двумя его строфами:

К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!
Зеленых отсветов раи...
Как в руки – плещущие...
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!

Сначала прочитали это стихотворение про себя, затем вслух. Учащимся нужно было определить свое самочувствие, когда они читали это стихотворение, и найти момент в своей жизни, где было бы такое же чувство. Почти у всех было ощущение свободы, счастья, легкости. Дети радостно рассказывали о всевозможных случаях в своей жизни, где было так же. У всех после прочтения стихотворения было чувство погружения в природу, в ощущение себя, своего тела как части Земли, Дерева, Солнца – природы. Дети входили в поэзию XX века, понимая, что особенность этой поэзии – внутренняя, органическая сопричастность миру.
1.

Я — дерево, я — в листве,
Блики солнца, купаюсь в счастье,
Зелень, трепет.

2.

Навстречу боли неизбежной,
Назло вселенной рвется нежность,
Сквозь горечь, ржавь, тоску, бездомность,
Ревя навзрыд, сквозит бездонность.

Август

Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!

Теперь дети должны были, прочитав стихотворение, рассказать о человеке, которого зовут Август. Причем, сначала они должны были дать образ этого человека, когда читали стихотворение вслух, а затем в устном или письменном рассказе. Несмотря на то, что стихотворение было одно, люди по имени Август были самые разные. Это были прожигатели жизни, философы, поэты, умудренные старцы и молодые, любящие жизнь мужчины. В сущности, дети не только прочитывали стихотворение, но и выражали свой характер, свое отношение к жизни. Это стихотворение дало радостную, эмоциональную ноту.

В конце работы мастерской было дано стихотворение «Душа и имя», где нужно было определить ритм стихотворения.

Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!

Дети почувствовали здесь и ритм вальса, и шум морской волны. За этими ритмами они определили ощущение жизни.

Последняя работа — второй вариант «Слова о Марине Цветаевой»:

«Царственная, свободная женщина. Трагически одинокая душа, находящая отзвук в траве, в цветах, в море. Благодаря Марине мы полны мечты и надежд. Мы эмигранты в своей стране, но я, как и она, остаюсь королем всех слов своего языка. Я сам формулирую все, я верну себе свою судьбу. Я сам бросаю судьбе вызов».

Работ много, они разные, но важно то, что в них не только «Слово о Поэте», но и слово ребенка о самом себе.