www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Организация практики  > Карельская государственная педагогическая академия  > Методическое обеспечение практики  > Методы исследовательской работы  > Психологический аспект практики 

Примерная схема психологического обоснования воспитательного мероприятия и анализа его проведения

Материал подготовлен преподавателями межфакультетской кафедры психологии КГПУ: Даниловой И.Л., Илгуновой О.Е, Макаровской И.В., Сизовой О.Р., Скороходовой Н.Ю.


Обоснование содержания, формы и целей воспитательного мероприятия


Тема воспитательного мероприятия. Ее актуальность и ценность в связи с общими целями воспитания школьников.

Форма воспитательного мероприятия (классный сбор, групповое собрание, диспут, беседа, читательская конференция, встреча с выдающимися людьми и т.д.). Соответствие содержания форме мероприятия.

Соответствие данного мероприятия возрастным особенностям школьников (их интересам, познавательным возможностям, степени их активности и самостоятельности).

Чем мотивируется выбор данного мероприятия для конкретного детского коллектива (указать особенности взаимоотношений между детьми, уровень воспитанности учащихся данного класса, их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения; отметить, высказывали ли ребята желание и инициативу в отношении организации данного мероприятия)?

Каких конкретных воспитательных целей можно достичь в результате проведения данного мероприятия (наладить дружеские отношения, изменить отношения к учению, вызвать интерес к чтению, научить уважать людей труду и т.д.)?

Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия

На какой период времени планируется данное мероприятие и почему (как связано с учебным процессом, загруженностью учеников, общешкольным планом и т.д.)?

Как конкретно будет проходить мероприятие, какой его общий «сценарий»?

Какие виды подготовительной работы следует провести и в какой последовательности?

Какие качества личности, умений и навыков потребуют от учащихся отдельные виды подготовительной работы и само проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо проявить (имеются в виду организаторские способности, музыкальные, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.)?

Кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий и какую роль в подготовке и проведении мероприятия они должны играть?

Какими индивидуальными психологическими способностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей и какие конкретные воспитательные цели оно имеет (одному — привить чувство ответственности, другому — дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему — научиться не только командовать, но и подчиняться и т.д.)?

Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам, в чем помочь учащимся, а что поручить им, чем это обусловлено? Каковы формы помощи и контроля за ходом подготовки (заслушивание информации, присутствие на репетициях, консультации и др.)?

Психолого-педагогический анализ хода мероприятия

Насколько организованным было начало, вовремя ли, какой была дисциплина?

Как убранство помещения и внешний вид учащихся содействовали цели проведения мероприятия?

В какой мере школьники, ведущие мероприятие, справились со своими ролями (подготовлены, уверены, спокойны, воодушевлены или растеряны, вялы и т.д.)?

Вся ли масса участников мероприятия была увлечена его ходом? В чем проявлялась эмоциональная реакция школьников, и в какие моменты?

Какие морально-политические, интеллектуальные и эстетические чувства пробудились у учащихся в ходе мероприятия?

Дисциплина школьников

Какие массовые явления наблюдались (подражание, вдохновение, смена коллективного настроения, дух соревнования и др.)?

Общая оценка мероприятия

Насколько достигнута цель мероприятия? Какова его реальная идейная, воспитательная и познавательная ценность? Что при подготовке и проведении его снизило или усилило воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым?

Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Как они справились с заданиями по подготовке в проведению его? Какие качества личности выявили? Оправдали ли ожидания воспитателя в этом отношении?

В чем проявилось влияние мероприятия на отдельных учащихся и коллектив в целом? По каким показателям можно судить об этом? Сказалось ли на поведении, дисциплине, общественном мнении, отношении к учению, повлияло ли на межличностные отношения в коллективе и т.д.? (Дать анализ нескольких примеров.)

Какие «корректировки» внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено: объективными или субъективными причинами (неожиданно заняли помещение, где планировали мероприятие, кто-то заболел или не проявил активности, испугался трудностей, не справился с поручением)? Что не учтено было в обосновании мероприятия при планировании?

Каковы пожелания на будущее относительно содержания и форм организации подобных воспитательных мероприятий?

Схема наблюдения на уроке

Наблюдатель _______________________________________________

Класс _______дата _______________предмет____________________


I. Создание общих условий эффективного обучения.

1. Создание учителем условий для достижения учебного эффекта на уроке:

А) указания по плану и целям урока ясные и полные;
Б) заинтересовывает новым материалом, привлекает внимание к нему перед объяснением;
В) технические средства и учебные пособия способствуют быстрому включению в работу;
Г) учитель передает учащимся часть функций учителя, это повышает эффективность урока;

2. Эффективное использование времени урока:
А) урок начинается со звонком;
Б) нет задержек и затягивания времени урока;
В) нет нежелательных отступлений во время урока;
Г) урок завершается вовремя.

3. Приспособленность обучения к особенностям учащихся:
А) обучение соответствует возрастным особенностям;
Б) все учащиеся имеют одинаковую возможность участвовать в работе;
В) времени достаточно для достижения учебных целей;
Г) обучение строится на взаимодействии учителя и учащихся.

II. Владение предметом и средством обучения

4. Достаточное владение учебным предметом:

А) информация и демонстрация точны и своевременны;
Б) комментарии и ответы на вопросы учащихся точны и интересны;
В) информация предъявляется в логической последовательности;
Г) предоставляется возможность усвоения материала разной степени сложности.

5. Организация урока в логической последовательности:
А) урок начинается со стимулирующего введения;
Б) устанавливается связь с пройденным материалом;
В) учебный результат достигается и закрепляется на уроке;
Г) урок заканчивается подведением итогов.

III. Техника объяснений, письма и речи.

6. Объяснения, связанные с содержанием урока:

А) объяснения ясны и доступны, используются подходящие слова и термины;
Б) используются примеры;
В) выделяются ключевые моменты в содержании урока;
Г) в материале выделены и проработаны трудные места.

7. Адекватное использование письменных объяснений:
А) записи аккуратны и разборчивы;
Б) прочтение и объяснение текста ясное;
В) графические изображения четкие;
Г) используются правильные, ясные обозначения.

8. Использование устных объяснений:
А) дикция способствует пониманию;
Б) скорость, величина высказываний удобны для восприятия;
В) речь грамматически правильна;
Г) произношение слов правильное.

9. Разъяснения при непонимании материала:
А) определение областей непонимания и повторение объяснений;
Б) проявляется стремление к устранению непонимания и его причин;
В) проводятся индивидуальные разъяснения и для небольших групп;
Г) на уроке нет неясностей.

IV. Организация учебного взаимодействия:

10. Оценка продвижения учеников на уроке:

А) контролируются отдельные (сильные и слабые) учащиеся;
Б) требуются ответы от многих учащихся;
В) учеников побуждают оценивать свою работу;
Г) учеников побуждают оценивать работу друг друга.

11. Сообщение учащимся о результатах продвижения:
А) учитель сразу же сообщает об ожидаемых результатах урока;
Б) указывает на правильное выполнение задания;
В) указывает на ошибки в выполнении задания;
Г) предлагает учащимся внести предложения по улучшению работы на уроке.

12. Помощь учащимся в выполнении учебных занятий:
А) учащиеся выполняют задание вместе с учителем;
Б) учитель дает подсказку (направляет действия);
В) учитель оценивает поиски способов выполнения учащимися;
Г) учитель побуждает действовать совместно, помогать друг другу.

13. Использование предложений и вопросов учащихся по содержанию урока:
А) поясняющие вопросы и примеры запрашиваются у учащихся;
Б) выявляются ученики, желающие дать пояснения;
В) вопросы и пояснения принимаются с благодарностью;
Г) идеи учащихся разрабатываются и используются.

V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.

14. Передача учителям личного энтузиазма:

А) энтузиазм передается посредством взгляда и мимики;
Б) энтузиазм передается посредством голоса и его интонаций;
В) энтузиазм передается энергичной позой;
Г) энтузиазм передается жестами.

15. Стимуляция интереса учащихся:
А) объясняется важность темы для учебного курса или будущей жизни;
Б) используются важность темы для учебного курса или будущей жизни;
В) интерес стимулируется с помощью вопросов или юмора;
Г) урок опирается на использование жизненного опыта.

16. Демонстрация теплоты и дружелюбия:
А) приятный тон голоса, доброжелательный тон;
Б) имена учащихся используются в теплой, дружелюбной манере;
В) доброта и дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора;
Г) учитель демонстрирует теплоту и дружелюбие, подходя к столам, подсаживаясь.

17. Помощь учителя в выработке высокой самооценки у учащихся:
А) речь свободна от сарказма, ярлыков;
Б) поведение учтивое, вежливое, уважительное;
В) конкретные учащиеся поощряются за успехи в работе, за улучшение в работе;
Г) поддерживаются и поощряются те, кто сталкивается с трудностями.

VI. Поддерживание дисциплины в классе:

18. Поддерживание включенности учащихся в работу на уроке:

А) воздействия путем изменения голоса и передвижений учителя по классу;
Б) поощрения учащимся за активное участие в работе;
В) использование приемов активизации внимания;
Г) поддерживание включенности за счет интересного содержания и заданий.

19. Руководство учащимся, не включенными в работу:
А) использование словесных средств воздействия;
Б) использование несловесных средств воздействия;
В) использование средств активизации внимания;
Г) использование специальных средств для пассивных учащихся.

20. Сообщение учащимся мнения об их поведении:
А) сразу сообщает об ожиданиях относительно их поведения;
Б) неоднократно напоминает о своих ожиданиях относительно их поведения;
В) указывает на случаи неприемлемого поведения;
Г) отмечает случаи правильного поведения.

21. Воздействие на нарушителей дисциплины:
А) не обращает внимания на нарушителей дисциплины;
Б) нарушители дисциплины сталкиваются с немедленной реакцией учителя;
В) действия учеников редко нарушают течение урока;
Г) учитель умело предупреждает нарушение дисциплины.