www.osi.ru
ПетрГУ КГПУ
о проекте карта сервера КГПУ ПетрГУ Образовательный портал
    
Нормативные документы
    
Организация практики
    
Методическая копилка
    
Советуем прочитать
    
Педагогические Интернет-ресурсы
    
Вопрос - ответ
    
Фоторепортажи с педпрактики
    
Требуется учитель
    
Новости
    
Учитель Карелии
    
О проекте
    
Контакты
    
Карта сервера

 



Союз образовательных сайтов

Портал трудоустройства выпускников

 

главная страница  > Организация практики  > Карельская государственная педагогическая академия  > Методическое обеспечение практики  > Методы исследовательской работы  > Психологический аспект практики 

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами


Тема, цели и задачи урока.

Структура урока и его психологическая целесообразность.

Психологическая оценка содержания урока


Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, конкретности, абстрактности и общности).

Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятия этого материала (образно или словесно-логической памяти, абстрактного мышления воображения)? Какие эмоции могут быть вызваны?

Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.

Как учитель делает учебный материал доступным восприятию учащихся данного возраста, понятным и интересным (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью и т. д.)?

Каково воспитательное воздействие данного материала (моральное, эстетическое, атеистическое и т. д.)?

Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке


Организация внимания:

Пути организации внимания на всех этапах урока (обращение к учащимся с призывами быть внимательными, подчеркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т. д.)

Виды внимания, имевшие место на уроке, и форма их проявления у отдельных школьников.

Способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую.

В каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся, и как они с этим справились?

Организация восприятия и его характер:

Что является объектом восприятия учащихся (речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства)? Качество материала восприятия.

Использование наглядных средств, их функция на уроке.

Осмысленность восприятия материала.

Активизация памяти и ее развитие:

Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах урока?

Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, механическая, логическая)?

Какие приемы лучшего запоминания материала использовал учитель на уроке (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.д.)?

Как проявились у отдельных учеников на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)?

Активизация мыслительной деятельности учащихся:

Как учитель формировал научные понятия у школьников? Как при этом использовал наглядные средства?

Какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения формировал?

Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учащихся к усвоению тех или иных понятий и суждений?

Насколько преподаватель вызвал потребность у учеников в усвоении данных понятий (раскрыл теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т. д.)?

Уровни усвоения понятий, проявление на уроке. Ошибки при определении понятий.

Активизация самостоятельного творческого мышления школьников. Имела ли место проблемная направленность построения урока, проблемные ситуации и пути их создания? Уровень проблемности. Степень заинтересованности учащихся в поиске ответа.

Какие конкретные мыслительные действия должен самостоятельно произвести ученик для того, чтобы найти решение поставленной проблемы? (Проанализировать один пример.)

В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития, наличие необходимых знаний и умений, количество учащихся, активно проявляющих себя в поиске ответа на вопрос)?

Изучал ли учитель школьников уже готовым приемам рационального мышления, давал ли «предписания алгоритмического типа» и как он вводил их?

Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом?

Логика рассуждений учащихся, ошибки в рассуждениях.

Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение?

Как осуществлял преподаватель учет индивидуальных особенностей учеников?

Организация учителем обратной связи


На каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью?

Уроки усвоения знаний учащимися, которые были выявлены на уроке.

Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?

Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя, т.е. как перестраивалась его деятельность в зависимости от информации?

Воспитательное воздействие личности на уроке


Воспитательное воздействие личности учителя: его внешность, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение их к учителю, в чем оно проявилось? Эмоциональный климат урока.

Требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности учеников (требования к ответу, поведению, речи, дисциплине и т. д.) Отношение ребят к этим требованиям.

Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке.

Как преподаватель учит учиться, владеть техникой учебной работы (слушать объяснение, делать записи, работать с книгой, контролировать самого себя и т. д.)?

Результаты урока


Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимания, интерес, проявление эмоций)? В чем конкретно это проявилось? Что дал урок для общего развития учащихся?